Наши публикации



     

     

    Воспоминания Гладких Нины Яковлевны.

    Когда началась Великая Отечественная война, 1941-45 годов мне было 6 лет. Я родилась 14 июля 1935 года.

    И , несмотря на, что прошло 70 лет, я очень отчетливо помню все события своего детства. Мы жили недалеко ,через речку, от деревни Головкино Корсаковского района. К нам в дом пришли два немецких солдата ,они искали партизан. С нами жил дедушка, по старости он не призвался в армию, он испугался и побежал в лес. Он остался жив, но после этого очень тяжело болел.

    Вот немцы проверили на печке, где испугавшись мы сидели с двоюродной сестрой. Затем они приказали вытащить из печки большой чугун ,там варились картофельные очистки для скота. Один фашист попробовал и выплюнул. Чуть позже достали из стола два круга застывшего сала и ушли.

    А в это время горело все село Головкино ,наши дома в поселке не успели поджечь: вверх по реке Зуше в Корсаково убрали плотину, вода хлынула по реке до нашего поселка .

    И вот раздались радостные крики: из леса перебежками к деревне приближались разведчики в белых халатах. Завязался бой, .немцы отступили дальше от деревни .Мы, дети ,потом собирали ящики из-под патронов и играли в них. Шел 1941 год, до конца войны еще было долгих три с половиной года.

    И еще никогда не смогу забыть , как я, мама и моя сестра грудничок провожали на фронт отца. Сборный пункт находился в с. Войново ,наше село входило в состав Войновского сельского совета, До Войново было 6 км, шли пешком, было жарко , отдыхали под ракитами. Отец меня все время целовал ,а маму это обидело, и она сказала ему:

    -" А Машу (младшую мою сестру) почему не целуешь?"

    - Отец ответил: «Нина меня запомнит»

    И это действительно так ,я и сейчас вспоминаю отдельные моменты: он пришел с Финской войны ,в вещмешке принес пряников, коровки ,помадки...Помню ,как носил меня на руках, когда мы ходили в гости к бабушке.

    А в 1943 году мы получили извещение, что отец погиб под Смоленском, пал смертью храбрых. Там огромный мемориал, где мой отец-Ефимов Яков Андреевич- записан под №1028…

    Но а жизнь в селе продолжалась, хотя было очень тяжело первые послевоенные годы. Но это уже было мирное время, я пошла в школу, ,в 1950 году с отличием закончила семилетку и без экзаменов поступила в Тульское педучилище, потому что все время мечтала быть учительницей. Вот тут и началась трудная послевоенная жизнь. Не во что было одеться и обуться. Бабушка выткала сукно ,а мама сшила из него пальто, по современным меркам страшно глянуть. Но я не обращала на это внимания, тогда так многие жили ,продолжала учиться на отлично..

    Только через два года в колхозе «Новый мир» стали давать небольшие зарплаты, а до этого 10 лет только запись трудодней. Вот на втором курсе я наконец-то смогла купить себе на рынке пальто ,связала себе шапочку и стала похожа на студентку. А в деревне жизнь продолжалась очень трудной, многие мужчины не вернулись с фронта, вся тяжелая работа легла на плечи женщин., косили сено ,носили вручную, огород в 30 соток копали лопатой. А еще неподъемные налоги; бесплатно сдавали молоко ,яйца, для себя почти ничего не оставалось. Но все равно была надежда и цель в жизни, был мир. С похвальной грамотой и техникумовским дипломом с отличием поступила в Московский педагогический институт имени Крупской. Тут уже началась другая жизнь- семья, дети, .хозяйство. Вырастили с мужем троих детей, дочки не стало рано, а сыновья у меня трудолюбивые , обо мне заботятся . Школьницей любила математику, физику, а закончила филологический факультет и 30 лет преподавала литературу в Корсаковской школе. А сейчас нахожусь на отдыхе ,радуюсь хорошей жизни ,у меня прекрасные четыре внука и четыре правнука.

    В нашей молодости у нас было много общественных нагрузок, может поэтому мы активны и неравнодушны ко многому происходящему сейчас. Мы думали ,что война ушла от нас далеко и навсегда, слишком велики жертвы прошлой войны. А сейчас тяжело ,больно и страшно смотреть на войну в Украине . Неужели не осталось там свидетелей той страшной войны?

    Гладких(Ефимова ) Нина Яковлевна ,выпускники 7 класса Войновской школы.

    1950 год.

     

    Воспоминания о военных и послевоенных годах Валентины Демьяновны Ивановой.

    Корсаково немцы взяли без боя. Это случилось 17 ноября 1941 года . В ночь с 16 на 17 ноября аэродром в Корсаково осветился светом от множества фар от машин. Немцы ,подъехав к Корсаково ночью не могли найти спуск, аэродром и сейчас представляет собой остров , а тогда к Корсаково вела дорога в одну колею ,потому что до войны у нас машин почти не было .Со стороны аэродрома всю ночь доносился гул машин, немцы искали дорогу, и с рассветом они ее нашли. Вскоре у нас под окном загрохотали огромные машины ,послышалась чужая речь. А до этого мы всю ночь сидели у окна одетые в зимнюю одежду: отец(62 года) ,мать(42 года) , и нас- три их дочери Старшей Александре 15 лет, Нине-13 и мне 4 года и 8 месяцев. Дом наш был деревянный под железной крышей, в 1920 году отец купил его у лавочника. Одно окно в пристройке так и открывалось как в лавке –вверх с подставкой . Немцы облюбовали наш дом – с полом, чистый ,просторный- для своего штаба. Прямо с утра стали устанавливать связь , вокруг дома было развешено много проводов. На нас они внимания не обращали ,но нас, девочек, мама прятала за занавеской у печки. Около порога установили часового ,который хорошо знал слово "хозяин" .Когда наш отец проходил в дом, часовые его останавливали оружием, он произносил одно слово «хозяин» и его пропускали . В один из вечеров, возможно в первый вечер, когда немцы пришли к нам, я хорошо помню, как они человек 6-8 сели ужинать за стол .Мы все были на своем месте ,за занавеской. Около печки стоял огромный чугун с картошкой, сваренной для свиней. Немцы, а это были одни офицеры, набрали из этого чугуна картошки, чистили и ели, наверное не одну картошку ,у них было что-то еще .Потом один немец обратился к нам, детям, и стал звать к столу. Взял меня ,самую маленькую, подвел к столу ,мама вспоминала, что он посадил меня на колени. Я этого не помню, но хорошо сохранилось в памяти следующее :немец открыл маленькую коробочку, очень похожую на спичечную, и достал оттуда несколько белых горошин, размером со спичечную головку и стал предлагать мне. Моя матушка с испугом протянула ко мне руки, испугалась наверное ,что меня отравят, немец понял это и положил одну горошину себе на язык ,а одну протянул мне. Это был сахарин, это я узнала позже. Вкус его настолько был насыщенный, что сладость его больше напоминала горечь. Этот вкус я помню до сих пор. Этими горошинами немец угостил и моих старших сестер. На ночь немцы укладывались на пол в спальные мешки, которые они застегивали на молнии. Все это я видела впервые. Однажды отец вышел на улицу ,его остановил немец снял с него добротные валенки и отец в одних носках вернулся домой.

    Помню, как стояли около дома (мама ,сестры, Мария Матвеевна Фатеева-подруга моей сестры Нины)и увидели, как к нам со стороны милиции бежал Сережа Кондриков ,за ним два немца с автоматами , а за ними его мать. Дом наш стоял на том месте ,где теперь стоит магазин «Запчасти». Сережа подбежал к нам с криком: «Спасите!» Ему жестом указали ,беги дальше. Он пробежал мимо нас ,заскочил в дом Михалевых, где жила с родителями Лидия Матвеевна Черняева, но выскочил из дома и спрятался под мостиком. Этот мостик и сейчас есть для стока воды из Саменского верха в половодье. Немцы, которые бежали за ним ,потеряли его ,они пробежали мимо нас и заскочили в дом Михалевых. У них в сенях стояла лестница на чердак ,один быстро встал на нее ,дал очередь из автомата по чердаку ,и немцы в растерянности заметались около дома. Сережу они потеряли. И может быть он и остался бы жив, но в это время по дороге из аэродрома , спускалась машина и немцы из этой машины увидели парня под мостом , а недалеко два немца мечутся. Машина остановилась у моста ,Сережу вытащили ,потащили на взгорок, где сейчас склады райпо. Сюда сбежались много наших людей ,особенно женщины .Мать Сережи умоляла его: «Сыночек ,проси прощения у них». С того момента ,как Сережа пробежал мимо нас, я пишу со слов старших .,потому что я этого не помню. Немцы хотели взять и мать Сережи, но женщины наши ее всячески прикрывали, не давали ей кричать, а немцы требовали «Матка ,матка». А потом выстрелили в него несколько раз и ушли, старосте приказали следить ,чтобы его не взяли и не похоронили.. Это было уже за несколько дней до их ухода. Тело парня (ему было 16 лет) пролежало дня два три там же, а потом женщины пошли к старосте и упросили его взять и похоронить . Немцев в селе было мало, они оставили старосту из наших ,его помощника и несколько немцев. Мать забрала Сергея домой, а на следующий день наше Корсаково горело от рук финских карателей. Тело Сергея сгорело в доме ,позже его мать в платочке отнесла на кладбище все, что осталось от сына.

    Отчетливо помню еще то, как мы с мамой оказались в д .Заречье. После того ,как в Корсаково пришел финский карательный отряд ,нас выгнали из дома и мы много жителей пошли в Саменский верх .начался бой. Наши войска были в Бредихино. Было много немецких частей ,танков. К нам долетали снаряды, взрывались, было страшно. Отец почему-то пошел к нашему дому, а маму с нами отправил в Заречье. Из наших соображений ,но мы топали на Заречье в самый страшный момент- немцы уходя зажгли Заречье. А мы не знали, что в это время горело Корсаково. Отец ,вероятно и направился к дому, чтобы что-то спасти. Дело было уже к вечеру, ведь зимний день короткий. Мама со мной на руках бежала по Заречью вверх от моста. В конце деревни стоял когда-то ее родительский дом ,и она бежала туда интуитивно найти там защиту. Этот вечер я помню очень отчетливо: ревела скотина ,взрывались и разлетались горящие шапки соломы с крыш домов, почти все дома были крыты соломой. Народ метался по деревне, по дороге бежали ручьи ,снег плавился от огня .Кругом горели дома, было светло и жутко.Еще помню один страшный эпизод. В этот вечер народ на Заречье, сбившись в большую толпу ,в панике стал сползать ,скатываться к берегу Зуши, потому что по Заречью пошли танки. Это было на крутом спуске напротив дома Г.В.Лазаревой .А когда мы оказались на берегу реки, кто-то крикнул, что на другом берегу немцы устанавливают пулеметы. И опять эта толпа устремилась наверх, но уже цепляясь за обледенелую землю , обдирали руки, колени. Сколько было криков ,воплей.

    Было очень холодно, мы все мокрые, исцарапанные промерзшие сбились в один дом ,это был дом моего дяди. Крыша сгорела, но потолок чудом уцелел ,он еще дымился ,может кто-то забросал его снегом ,не знаю. И вот женщины, прижав к себе детей стояли плотно , прижавшись друг к другу. В доме темно ,но я неотрывно смотрю в ту сторону потолка ,где труба. И замечаю,что там разгорается огонек, начинаю трясти свою мамочку , все замечают и мы быстро выскакиваем на улицу. Кто-то опять лезет наверх, заливают , и мы опять в доме. И мне кажется, что это повторилось. Остаток ночи 27 декабря мы провели в погребе, на усадьбе .Где сейчас живет С. Ф. Коваль. На рассвете мы вышли из погреба и увидели, что дома нашего нет , а на его месте лежит только то, что осталось от крыши и от нее исходит красный свет. Моя матушка тут же упала, потеряла сознание и почти два года проболела разбитая параличем. Она потом восстановилась ,ходила ,делала домашнюю работу, но следы той страшной ночи остались на ее лице до конца дней.

    После пожара отец извлек из-под пола, куда спрятал заранее домашние вещи, целую тушу свиньи, одну обгоревшую голову свиньи и больше ничего . Сгорело все ,на нас осталось только то ,в чем мы были одеты. Наша дорогая соседка Татьяна Семеновна Михалева ,мама Лиды Черняевой, поделила свою одежду с моей мамой ,отцу- вещи своего мужа ,который был на фронте, я носила вещи Лиды. Все, что у нее было , она поделила. Зиму 1941-42 годов мы жили у нее. Кроме ее семьи(она сама и четверо детей) жили мы, пятеро и еще семья Шеломановых (четверо). Домик Михалевых был небольшой, в одну комнату, где была печь, за печкой на зиму ставили теленка .с другой стороны печи стояла кровать, у окна стол и лавка. Было еще несколько табуреток. Отец, походив по пожарищу, нашел несколько досок, смастерил из них нары . И мы разместились на них. Все дети спали на печке, отец спал на полу , он был единственный мужчина у нас, да еще двое мальчиков, двухлетний Слава Михалев и второй грудничок.
    Жить в доме Т.С Михалевой было тесно, да еще на ночь приходили наши солдаты, ведь у нас была линия фронта. Ночью пройти было невозможно, каждый уголок был занят солдатами .Летом 1942 года представители власти нам разрешили временно поселиться в здании госбанка (теперь там заготконтора ,напротив ПНИ) Та м же поселилась семья моего дяди Н.М.Карелина. Он был на фронте , и его дом тоже сгорел. У них было 8 детей ,и т. Лена ,жена дяди, девятая. Мы жили в одной большой комнате, но в разных углах. Посредине нам смазали в большую русскую печку , во дворе стояли две коровы .Это были наши спасительницы: молоко, лесные ягоды, травы спасали нас тогда.

    Зимой 1943 года ,тут же в госбанке. Умерла одна из дочерей дяди Коли, Маша ,ей было 16 лет , а весной 1945 года умер Сергей 9 лет. Дядя Коля ,вернувшись с фронта не досчитался двух своих детей, не было и дома.

    Жить после войны было очень трудно, особенно переживали женщины. Ведь вся забота о семье, о детях была на их плечах. Помню, как мы с мамой очищали коленкоровые переплеты книг от клея .Все книги из районной библиотеки перед приходом немцев свезли в подвал недалеко от госбанка ,а весной туда зашла вода ,и все книги набухли ,пришли в негодность и нам разрешили их забрать. Мы доставали их из воды, отдирали обложки, а потом в реке чистили их от клея. А потом ,сушили эти синие, красные кусочки плотной ткани резали их на ленточки , сшивали ,а потом сматывали их в клубочки. Таких клубочков набралось много , а потом мы с мамой сходили на Заречье ,там у кого- то сохранился ткацкий станок, и на моих глазах рождалось красивое полотно- дерюжка, узкая ,см 40-50 в ширину. Из таких полосок мама сделала очень красивое покрывало. Оно служило нам и покрывалом, и одеялом ,и всем тем ,когда нужно было укрыться, а когда в 1946 году отец построил дом, то эта дерюжка была там как самая дорогая вещь. Да еще выручала нас большая мамина шаль, которая была на ком-то из нас. Это тоже было и одеяло и покрывало.

    Война внесла большие изменения во всем: поменялся облик нашего села, не стало целой улицы ,которая была от моста до гостиницы- напротив психоневрологического интерната. Здесь стояли красивые деревянные дома и жили люди не бедные, Замошниковы ,Синельниковы ,Омеровы, Ермаковы. Они все уехали в эвакуацию, и кроме Замошниковых никто не вернулся. Не все сразу после войны построить себе дома. Долгое время стояла землянка ,где теперь от улицы Пролетарской ведет дорога к новой бане ,прямо на подъеме. Землянка была и над оврагом ,под школой. И там подолгу жили семьи , меняясь по мере того, как находилось жилье получше. Сгорела. Сгорел второй этаж всех магазинов райпо ,остался он только на административном здании, .потому что сделан из кирпича. Разграблен был и разрушен спиртзавод , который до войны успешно работал. А самая большая потеря- человеческая .До войны в Корсаковском районе проживали 27 тысяч человек. После войны 15 тысяч. Не вернулись убитые на войне ,не вернулись эвакуированные, не досчитались и мирного населения погибших и умерших в годы войны.

    В 1944 году я пошла в первый класс. Не было книг, тетрадей. Из газет сшивали подобие тетрадей и между строк пытались писать. Как обходились с учебниками, я уже не помню. А вот ручки, чернильницы, перья можно было уже купить в магазине. Каждое послевоенное время нас ,школьников направляли в пионерские лагеря. Один такой был в Малиново. Я думаю ,что цель таких лагерей была -подкормить нас ,слабеньких. Помню 1947 год .мне 10 лет, мы на грузовой машине, в кузове сидим на корточках. Нас много , полный кузов. Около кабинки в кузове стоит табурет, а на ней патефон. Играет какая-то пластинка. Рядом стоит Клава Карелина, вожатая .Машина с нами стоит около дома Советов. Так тогда называли здание, где теперь ПНИ. Вот так торжественно тогда нас отправляли в лагерь. Ничего не было у нас , что есть у детей сейчас, но мы были тогда счастливы тем, что имеем : родителей. Учителей, свою школу ,свой родной лес, который кормил нас с ранней весны до поздней осени. Сколько ягод и трав мы тогда ели! Иногда семья ужинала одним сергибусом ,горьковатой травой, которую носили с поля целыми мешками. Мы радовались каждой мелочи, а уж Новый год ждали особенно .Нам малышам тогда давали что- нибудь сладкое. Запомнилось на всю жизнь: одна конфетка и два зубчатых пряника- новогодний подарок. Я шла из школы, конфетку и один пряник я съела сразу, у второго пообкусывала зубчики. Очень хотелось его съесть, но еще больше хотелось понести своей мамочке. Я принесла этот усеченный мною пряник, мама никак не хотела его брать, все время говорила, что не любит такие. Совсем не хочет сладкого. Но я со слезами ее упросила, уж очень хотелось , чтобы мама съела сладкий пряник.

    Утро 9 мая 1945 года. На рассвете кто-то громко забарабанил в окно с криком «Победа! Война кончилась !»это была женщина ,дежурившая в военкомате. Радиоприемник был тогда только там. Она первая из нас услышала о капитуляции германии и побежала по всему селу с этой радостной вестью. Через несколько минут мы были на дороге. Не описать словами чувства людей: кто-то громко кричал ,смеялся ,подпрыгивал, а те кто получили похоронки ,плакали. Счастье и горе тогда сплелись в один узел. Солнце еще не вставало ,и рассвет мы встретили все вместе. Взрослые и дети. И мне казалось, что и солнце тогда радовалось вместе с нами, таким ярким я его видела.

    О войне еще долго напоминали воронки от бомб и снарядов в Саменковом верху , немецкий танк . Который скатился с крутого берега в Зушу , да так и остался там около деревни Заречье .Еще много лет после войны ребята лазили по нему и прыгали с него в воду.

    Налаживалась жизнь после войны, стали возвращаться наши родные с фронта. Воевали три брата мамы , один из них Карелин Константин Максимович вернулся Героем Советского Союза , вернулся мой старший брат Виктор. Страшная война осталась позади. Но еще много времени после нее мы говорили, это было до войны или после войны. Война надолго разделила время по своему: до войны и после. Много других последствий мы пережили и после: три моих подруги остались бездетными, сказались голодные и холодные годы войны.

    Люди! Какое счастье жить в мире, нет ничего более ценного,чем мир.

    Иванова Валентина Демьяновна, 12 лет.

     

    Сегодня, глядя на лица этих улыбающихся женщин, можно сказать, что жизнь сложилась счастливо и хорошо. Только узнав их военное детство ,понимаешь, как выдержали они такие маленькие совсем не детские переживания. Все эти женщины постоянные активные посетители отделения социально- досуговой деятельности , они и сейчас активны, не только пассивные слушатели различных мероприятий, но и сами готовы поделиться своими талантами и способностями с другими людьми. Их воспоминания можно объединить одной нитью «Мы родом из войны».   

    Данилина Любовь Степановна.

    Время летит неумолимо. Вот уже 70 лет минуло со дня победы в огненной битве ,и совсем немного осталось в живых участников той страшной войны. ,осыпались и заросли травой окопы и землянки. На местах, где проливалась кровь, встали обелиски Многие события истории померкли- это свойство человеческой памяти, но верится: многострадальная и великая Россия в веках будет помнить и славить подвиг своих людей на полях сражений и в тылу.

    Моя свекровь, Царева Евдокия Ивановна ,родилась в деревне Рог ,Орловской области в 1916 году. Красивые поля и холмы ,бесшумная речка Зуша ,на берегах которой расположились две деревни ,с одной стороны деревня, где она родилась, а с другой Шейново , куда она вышла замуж за Данилина Федора Ивановича. Федор Иванович ездил на работу в с.Корсаково ,где работал инспектором "Госстраха". Перед началом войны у них было уже трое сыновей. Осень 1941 года Федор Иванович ушел на фронт ,в деревне остались старики женщины и дети. Работали в колхозе ,вели свое хозяйство. Недалеко проходил большак, и по нему стали проезжать повозки с беженцами ,они заходили в дома и рассказывали ,какие страшные бои идут в округе Мценска, как отбиваются наши солдаты от фашистов, какие они несут потери. А потом ,особенно вечером ,были видны сполохи и взрывы со стороны Мценска.. Однажды ночь прибежала соседка и сказала : «Собирайся скорее ,немцы уже в Войново ( это в 3-х км) уже там горят дома». Покидала в узелок что-то из вещей , хлеб и побежали. Старший сын бежал сам ,второго схватила за руку ,а младенца ,ему было несколько месяцев , привязала большим платком к себе ,чтобы не потерять в темноте .Побежали через речку в свою деревню Рог. Она была не видна, потому что находилась между двумя холмами. Там был большой каменный подвал. Прятались там все жители . Потом кто-то сходил на разведку и сказал ,что все ушли немцы ,можно выходить . Когда вернулись в село, увидели, что все дома сожжены, остались одни головешки.. А потом пришли наши разведчики, задержались на два дня ,помогли людям соорудить землянки ,а сами ушли дальше освобождать другие села. Это один эпизод воспоминаний свекрови, записанный Данилиной Любовью Степановной.

    Я родилась в 1943 году , мне было всего два года, когда закончилась война. В таком возрасте трудно критически оценить происходящее все вокруг ,и воспринимали разруху и голод как нечто мрачно реальное. Иногда память ,как лучик высвечивает тот или иной эпизод того времени ,врезавшийся в память навсегда. И восприятия вкуса тогда было совсем другим, это сохранилось до сих пор. Тогда все нам казалось очень вкусным , до сих пор мы говорим, сейчас все не так вкусно. А тогда мы делились между собой конфеткой, давали просто откусить кусочек друг другу и ничего не было вкуснее этого.

    Хотелось бы почитать воспоминания о той войне сверстников из других стран, а какой запомнилась им эта страшная война?

     

    Воспоминания М.Ф.Васюковой, 1935 года рождения ,с.Корсаково:

    Когда началась война, мне было шесть лет. Наша семья проживала на Урале, в 30 километрах от г.Свердловска (ныне – Екатеринбург). Запомнился голод. Хлеб выдавали по карточкам: детская – 300 гр, рабочая – 800 гр, и на маму – 300 гр. Их выдавали на месяц. С утра пораньше мы занимали очередь за хлебом. Привозили его на машине, разгружали, раскладывали по полкам, а мы, дети, с радостью вдыхали этот хлебный запах.

    А хлеб был черный, сырой, тяжелый, из чего его пекли – не понятно.

    О белом хлебе мы только мечтали и забыли, какого он вкуса. Мама делила хлеб на три части (завтрак, обед, ужин), а потом на равные кусочки каждому.

    Похлебку варили в большом чугуне. Очень много использовали трав: лебеду, крапиву и другие. Заправляли похлебку молоком. Получилась так называемая тюря, но мы ее ели с большим удовольствием.

    Спасала нас наша кормилица-корова. Нам доставалось понемножечку молока. Вот все, чем мы питались. Особенно тяжело было весной, когда заканчивались выращенные летом продукты – бобы, картошка, морковка и т.д. И тогда оставался только хлеб. А однажды у нас украли хлебные карточки. И мы несколько дней голодали. Но продавец проявил сочувствие к нашей семье и нашел воришку. Карточки на обороте были подписаны. А украла их соседка, девочка лет двенадцати. Их семья тоже голодала и, видимо, поэтому она пошла на такой грех.

    В 1947 году, через два года после окончания войны, отменили карточную систему и можно было купить хлеб в коммерческих магазинах. Пришлось продавать молоко чтобы купить хлебушек на нашу семью.

    Мама будила меня в четыре часа ночи, чтобы успеть на рабочий поезд к шести часам. До станции нужно было преодолеть шесть километров с двумя бидонами. Потом поездом до города один час едем "зайцем" - без билетов.

    Когда продам молоко, иду за хлебом и обратно домой. За эти труды мне позволено было купить карамель «подушечку».

    В нашем поселке сгорела школа. И нам пришлось ходить в школу на шесть километров в поселок Красное с 5-го по 7-й классы. Зимой морозы в те годы были суровые, ниже 30 градусов. Одежда была плохая: телогрейка, валенки, чулки хлопчатобумажные, никаких теплых трико и колготок не было. Заходишь в класс и ничего не слышишь – отогреваешься.

    Летом ходили в лес за ягодами: земляникой, черникой и везли в город продавать, чтобы купить школьную форму, обувь.

    Много работали на огороде: прополка овощей, рыхление, полив капусты ежедневный. Заготавливали сено для нашей коровы-кормилицы. Папа научил и этой работе.

    Так мы, дети войны, помогали своим родителям и не роптали, не хныкали, не жаловались на свою судьбу. Трудились много.

    После окончания семилетки я поступила в техникум и там надо было трудиться, чтобы заработать стипендию. С тройками стипендию не платили.

    Так и привыкли мы всю жизнь трудиться, ни на что не роптать. Надо ценить все, что нам посылает Господь.

     

    Петроченкова Ольга Федоровна

    Малолетние доноры для немецких солдат

    Маленькая Оля (третий ребенок в семье) жила с родителями в Калужской области, в райцентре Хвастовичи. Осенью 1941 года село заняли немцы, а до этого события здесь были частые бои, налеты немецкой авиации. Помнит Ольга Федоровна, как послала ее мать на огород накопать картошки. И тут как раз налетели немецкие самолеты. Приметил один из них ребенка и устроил охоту. "Как начал строчить, я упала в траву от страха. Самолет улетел, я поднялась, добежала до речки - самолет опять вернулся, опять начал строчить. Меня берег спас - я прильнула к нему, спряталась", - рассказывает она.

    Отец большой семьи Федотовых Федор Кузьмич был хорошим плотником. Дом их был большой и ухоженный и, немцы заняли его под комендатуру. Сначала вся семья жила в доме, а потом немцы всех выгнали, и все население стало жить в лесу. . в оврагах, в шалашах. Кто- то донес в комендатуру, что отец Ольги до войны работал бригадиром и был на хорошем счету. Из-за этого мать забрали в гестапо. На площади в райцентре фашисты соорудили виселицу и мать повели туда, и еще учительницу .,согнали всех жителей.. Мы были тоже там вместе с бабушкой. Мама стояла бледная ,ожидая своей участи. На наших глазах немцы повесили учительницу, а мы и наша бабушка плакали ,кричали. И вдруг староста стал что-то говорить немцу ,который командовал на казни, показывая на нас. И нашу мать отпустили.

    До прихода немцев в наших местах шли жестокие бои. Однажды во время боя осколком убило тетю, другая была тяжело ранена в бедро и ногу. У убитой остались трое маленьких детей. Осенью 41 года немцы выгнали из леса всех людей ,собрали и погнали в сторону Брянска. Раненую тетю мы посадили на тележку и везли, иначе ее расстреляли бы. Все старые и малые шли пешком. Мы несли с собой сухари, которые насушили еще до прихода немцев по совету отца. В доме было много муки , мать с началом войны пекла хлеб и сушила сухари.

    Недалеко от Брянска всех нас согнали в колхозные зернохранилища , территорию огородили колючей проволокой. В этих складах было много трупов, как потом мы узнали, что это были расстрелянные партизаны. Некоторое время мы находились так вместе с трупами., затем их убрали и привезли солому для подстилки.

    Наши сухари к тому времени уже закончились, и мы щепочками выколуповали из щелей застрявшее там зерно. Немного помогали местные жители, которые перебрасывали через забор овощи и немного хлеба, немцы в это время не кормили совсем. Потом отобрали самых крепеньких, до войны мы хорошо жили и были упитанными детьми, к тому времени еще не успели исхудать. Мы не понимали тогда ,зачем нас отобрали ,а потом поняли, у нас брали кровь для раненых немецких солдат. Мы всей семьей оказались вместе, кровь брали не каждый день ,но регулярно, граммов по 100.Неизвестно, что было бы с нами ,если бы в конце 42 года нас не освободили бы советские войска. Когда вернулись домой ,то увидели, что все сожжено, кругом одни пепелища. Соорудили землянку и стали в ней жить. Начался тиф,, от которого умерла мать, на бабушкиных плечах остались 8 сирот, да еще несовершеннолетняя ее раненая дочь. Жили настолько тяжело , что после плена и голода все тело было в рубцах, покрытое пленкой, которая вспучивалась и отдиралась .Тогда нашей бабушке предложили отдать нас в детский дом, отец в это время тоже погиб.

                      

    Детский дом 1944 год.

    Нас самых маленьких бабушка отдала в детский дом.. Первый детский дом был среди болот ,в уцелевшем большом здании. Было тоже и холодно и голодно, но все- таки можно было выжить. Спасало то, что ходили в лес и собирали ягоды, грибы, зимой лакомились уцелевшей замороженной рябиной. Потом были другие детские дома, первые послевоенные были голодные, это время мне трудно назвать детством. Но именно там нас научили рукоделию , дали профессиональное образование, мы очень рано стали взрослыми. Так мы привыкли к работе ,что трудно и сейчас сидеть просто без дела .

    Детский дом в с. Хвастовичи,1948 год

     



    Отделение социально-досуговой деятельности. 

    Обслуживаемые в отделении социально- досуговой деятельности граждане -это как правило состоявшиеся в своей жизни личности: 80 -85 % из них имеют высшее или специальное образование, в молодости и пред пенсионном возрасте вели активную жизнь. Не удивительно, что таким людям не хочется уныло стареть, они общительны , желают образовываться, у них много интересов. Поэтому образовательные программы для пожилых людей- это востребованная услуга.

    В нашем отделении в этом направлении получило признание православное образование. Поколение людей, которым сейчас за 60, выросло в годы наибольшего гонения на религию , поэтому познание особенностей православия, его истории и роли в жизни каждого человека является важной составляющей жизни людей этого поколения. Несколько слушаний прошли с начала года – это история Ветхого Завета и Рождество Христово. Первая беседа была как бы вводной, провел ее иеромонах отец Евгений. В доступной форме он рассказывал о том ,как важно каждому из нас познать себя, остановиться и почувствовать свое предназначение на Земле. Порой наше собственное поведение кажется нам идеальным, безгрешным ,и самое сложное для нас это признаться в своих грехах самому себе и покаяться об этом на исповеди.

    В последующих беседах с отцом Василием была затронута тема сохранения мира вокруг нас. События в Украине , террористические акты, насилие показывают, как хрупок мир вокруг нас. Бережное отношение к чувствам верующих , осмысливание всего, что выносится на суд общества , все это должно быть взвешенным в высказываниях в общественных местах, в СМИ, в идеальном случае, -воспитание в себе чувства уважения к людям другого вероисповедания. Сегодня так модно говорить о свободе слова, но нельзя считать свободу слова свободой вседозволенности, свобода слова не дает права на свободу унижения и оскорбления. К сожалению ,не все придерживаются принципа "не навреди". Ни к чему хорошему не привели карикатуры на пророка Мухаммеда в о Французском журнале «Шарли Эбдо» , вспышка мусульманского населения Франции привела к трагедии , свободная трактовка оперы Вагнера Тангейзер, где Иисусу Христу отведена роль ,оскорбляющая чувства православных верующих. В дни Великого Поста был проведен праздник православной книги, замечательный еще и тем, что он объединил поколения пожилых и внуков. Подготовлен праздник библиотекой совместно с иереем отцом Василием (Воропиновым). Информация, которую получили на слушании, очень интересна для присутствующих. Это знания о первых книгах на Руси_ Апостол , Библия ,Псалтырь ,жития святых ,акафисты ,Закон Божий , другие. Первые печатные книги появились на Руси в 1564 году 1 марта по старому стилю .

             

     

    Да минует нас чаша войны.

    Этот год особый для нашей страны- 70 лет Победы в Великой Отечественной войне. В отделении социально-досуговой деятельности обслуживаются 16 человек "Дети войны". Их память о тех страшных днях важна сейчас многим, слишком много желающих переписать всю правду о войне. Особенно важно это детям –перед ними выступают живые свидетели тех тяжелых военных и первых послевоенных лет. Поэтому так внимательно слушают дети рассказы пожилых людей

     

        

    Круглый стол на тему "Как помогли молитвы во время войны" совместно редакция газеты «Восход», библиотеки и обслуживаемыми в отделении ЦСОН прошел 17 марта в читальном зале библиотеки. На протяжении веков русские люди молились за Отечество. Нередко генералы становились на колени после боя и просили прощения у Господа за убиенных на поле брани. Много собственных воспоминаний у присутствующих: в 90 –е годы с.Корсаково приняло много переселенцев, из Таджикистана, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Азербайджана, у каждого свои воспоминания о войне, некоторые пришли к вере , пережив эти локальные войны. Поэтому боль за события в Украине понятна всем. Схиархимандрид Илий, известный старец, призывает всех к молитве за Украину. Всем участникам была роздана эта молитва.


     

    Завершилась встреча воспоминаниями об ушедшем Валентине Распутине. Он написал замечательные книги о войне, о России. В его память было предложено провести вечер воспоминаний по книге "Живи и помни". И пусть, как пожелал отец Василий, победа в Великой Отечественной войне будет главной , а сейчас ,да минует нашу Родину чаша войны.

    Культурно- досуговая деятельность

    Корсаковский район – глубинка Орловщины. Красивая природа, благодатный климат , привлекли в 90 –е годы переселенцев из многих республик бывшего Советского Союза. Приехавшие люди приросли к нашим местам ,нашли работу, жилье, «обросли» на новом месте, а вот учреждений культуры для жизни не хватает. Многие любят театр, концерты, поют и читают стихи. Коллектив «Золотой возраст» дал первый толчок для развития направления культурно-досуговой деятельности.

      

    Репетиции хороши сами по себе, собраться и попеть под баян приносит огромное удовольствие всем .

      

     

    Постоянные участники концертов и литературно- музыкальных встреч, солисты коллектива с многолетним опытом .


     А многим очень нравятся поездки в театр. Театр " Русский стиль" - это уютная домашняя обстановка.

    Орловская и Тульская области богаты талантами и историческим прошлым.

      

     

    Не использовать это было бы не справедливо , а поездка на Куликово поле мысленно перемещает в далекое прошлое нашего Отечества. Родные сердцу места, Спасское –Лутовиново.


    Летний оздоровительный лагерь

    При БУОО "ЦСОН Корсаковского района" был организован летний оздоровительный лагерь «Радуга» с дневным пребыванием детей на базе МБОУ Корсаковской средней общеобразовательной школы, с 01.07.02015 по 21.07.2015г. Было набрано 10 детей из них: многодетные ,малообеспеченные ,неполные семьи .Воспитателем лагеря - Есев А.В., повар - Хатеева М.В. Проводились беседы: «О мерах безопасности в летние время», «Осторожно огонь» , инструктаж по ТБ. Проведен конкурс рисунков « Я иду на выборы», председателем территориальной избирательной комиссии С.В. Дуженковой. Работниками детского отделения библиотеки проведены мероприятия «День сказки», « Велосипедист – внимание дорога». Ежедневно с детьми проводились игры , конкурсы, спортивные соревнования, экскурсия в пожарную часть № 36. Дети узнали много интересного и полезного. Финансирование на питание детей проводилось из областного бюджета. Спонсорскую помощь на проведение мероприятий лагеря и специалистам на заработанную плату воспитателю и повару оказал Сергей Юрьевич Арбузов, которому мы выражаем большую благодарность.





     

     



     


     


     

    День примирения и согласия

     

    Сегодня наше мероприятие посвящено двуединому событию- празднику православному и празднику гражданскому. Эти два события тесно связаны между собой и знаменуют единение русского народа перед лицом угрозы, , нависшей над отчизной, и неразрывной связи веры, духа , силы и примирения при достижении цели . В тяжелое время для себя народ всегда обращался и просил вдохновения у господа. На Руси особо почитаема и во все века считалась защитницей земли русской Богоматерь. Образ Богоматери и празднества связанные с ним всегда имели сакральное значение для всего православного мира . Образу божьей матери посвящали песни, оды Стихи, только образов ееизвестно более 300. Одно из стихотворений прочитала Валентина Демьяновна Иванова "Богородица" 

    Истории с проявлением чудес иконы Богородицы известны с древних времен- в "Повести временных лет" описывается поход руссов под предводительством Аскольда И Дира- первых правителей Киева – по Днепру- по Данапру, как называли эту реку в древности, в Царь град – Константинополь в 866 году. Михаил долго молился иконе Богоматери , поднялся страшный шторм среди полного благополучия. Все корабли были разбиты , войска руссов потерпели поражение. Летопись указывает, что первыми после этого приняли крещение Аскольд и Дир с дружиной.

    История иконы Одигитрии . Словом ОДЕГОИ в древней Византии называли проводников слепых к чудотворному источнику на пути к которому находился храм Одигон с находящейся там иконой Одигитрией. Эта икона написана по преданию (Одна из 70 икон) святителем Лукой при жизни Богородицы. Но обо всем по порядку.

    Греческий император Константин , выдавая замуж свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича,сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. Затем эта икона в 12 веке была перенесена в Успенский собор , с тех пор она стала называться Смоленская. Икона Казанской Божьей Матери относится по типу иконографии к иконам типа «Одигитрия» К ним относятся Иверская,Смоленская,Скоропослушница,Тихвинская, Троеручица.

    История Казанской иконы

    На Руси икона Казанской Божьей Матери один из почитаемых образов и одним из самых любимых и почитаемых в народе считается праздник Казанской иконы Божьей Матери , которой по сей день родители на Руси благословляют новобрачных, и которая указывает верный путь всем сомневающимся. Эта удивительная икона также обладает многими целительными свойствами .

    Смутное время. Периоды смуты в Руси были многочисленными. Один из таких периодов бы на разрыве царствований династий .

    15 марта1854 года умирает царь Иван Грозный, на престол восходит его болезненный сын Федор, который также в скорости был убит ,и в 1598 году приходит к власти шурин Ивана Грозного Борис Годунов. Начинается острейшая борьба за власть, этим воспользовались поляки , сильнейшее в то время государство, находящаяся в расцвете Речь Посполитая. Вторжение поляков на русскую землю закончилось восхождением на престол польского короля Владислава в 1610 году.

    И тогда перед угрозой православной вере встал народ. Князем Пожарским и Кузьмой Мининым было собрано войско в Нижнем Новгороде и двинулось на Москву.

    В ополчение вступали не только мужчины , но и женщины. Есть и песни женских батальонов. Позже были написаны песни, посвященные таким защитницам земли русской. В это же время из Казани в войско была возвращена икона Казанской Божьей Матери. Три дня войско постилось и молилось этой иконе, . Большую роль в этом имело сообщение архиепископа Елассонского , находящемуся в плену у поляков в Кремле. Ему явился Серафим Саровский, который возвестил ,что святители земли русской даруют избавление русскому народу. В подтверждение этому он дал выздоровление архиепископу и, воодушевленные таким сообщением ополченцы , самоотверженно бились с войсками Речи Посполитой , 22 октября по старому стилю в 1612 году поляки были изгнаны с русской земли, на престол взошел Михаил Романов и, с благословения своего отца митрополита Филарета, установил праздновать день иконы Казанской божьей матери дважды в году 21 июля и 4 ноября.

    Много еще распрей и недовольств было на Руси . Наступил 20-й век. Революционные бури одна за одной прокатились по стране. Революция снова подняла бурю разногласий и страшного смутного времени. Началась гражданская война, разделившая семьи , брат шел на брата, достаточно вспомнить тихий Дон, Белую Гвардию . Революция победила ,власть перешла в руки народа, но война разделила Отечество наше на два лагеря- белых и красных , и у каждого была своя правда, своя песня , такая как «Там в дали за рекой». Тосковали о своей Отчизне и офицеры белой гвардии, и острой болью звучали их стихи.»Корчит тело России»

    Корчит тело России
    От ударов тяжелых подков,
    Непутевый мессия
    Офицерских полков...
    И похмельем измучен,
    От жары и тоски сатанев,
    Пел о тройке поручик
    У воды Дарданелл.

    Чей ты сын!
    Вся судьба твоя — сон.
    Пей! Твоя память — весы
    Опрокинутых дней.
    Через Праги и Вены
    Гонит Родина блудных своих сыновей,
    Не случилось измены —
    Ты доволен, и пей.

    Быть бы доле иною,
    Стала красною кровью она.
    Все что было виною,
    Оказалось — вина.
    Что молитвы бормочешь,
    Своей верою сердце яришь?
    Боже, белые ночи
    Ниспошли на Париж.

    Чей ты сын!
    Вся судьба твоя сон.
    Пей! За багрянец осин
    Петергофских аллей.
    Пей за синь-синеву,
    Пей за горсточку талой воды по весне,
    Что была наяву,
    А теперь лишь во сне.

    От небесной погони
    Не уйти, не уйти никуда.
    На небесном погоне
    Оборвалась звезда.
    Простота револьвера,
    И холодный спокойный висок.
    Была белою вера,
    Но краснеет песок.

    Чей ты сын,
    Честь Отечества — сон.
    Пей! За морозную синь.
    Пей за степь, за коней.
    Пей за глину дорог,
    Пей за тех, кто лежит средь неубранной ржи,
    Кто за Доном полег.
    Почему же ты жив?

    Автор неизвестен • Опубликовал Конст
    С сайта
    http://www.inpearls.ru/

     

    Где правда, где вера, должны ли мы осуждать свою историю. ? Наверное, судьба России такая. Но это наша история, наша страна, и был ратный труд на протяжении 70 лет советской власти, и хорошие песни, которые трогают душу,такие как, «. Крейсер Аврора.»

    И вот новые перемены, наступили лихие девяностые годы, новое смутное время, но люди выдержали все, очередная полоса невзгод, снова локальные войны, и вот казалось, что мы на грани, готовы уже прогнуться перед мощной Америкой, все в кредитах и долгах, флот под распил , армия развалена, бандитские разборки ,коррумпированная власть. Но не может Россия прогибаться под чужую власть, у нас для этого есть своя вера, своя страна –Великая Россия, есть лики наших святых и книга книг ,учение на все века. И есть в нашей культуре песни о Родине, такие ,как «Даль великая»

    И вот с 2005 года два наших великих праздника _День Октябрьской революции и иконы Казанской Божьей Матери мы отмечаем вместе как единство веры духа и любви к нашей родине России.

    И много еще было интересных рассказов в этой удивительно теплой встрече людей, проживших долгую жизнь , перенесших военные невзгоды, строивших заводы , поднимавших целину, и снова переживших перемены 90-х годов, приехавших в наш район и не опустивших руки, не гневаясь на судьбу, а с большой любовью говоря о своей единственной родине России. . Нина Яковлевна Гладких- литератор , добавила свое выступление о страшном времени репрессий. Светлана Анатольевна Данилина- директор ЦСОН очень тепло рассказала о еще одном образе Богородицы- иконе «Всех скорбящих радость» ,чье имя носит храм в Корсаковском районе.

    Николай Григорьевич Голубятников- член КПРФ. Он также поведал о многих значимых вехах в жизни страны, что перемены и взгляды на вероисповедание пришли и в Устав КПРФ.

    Интересную историю рассказала Мария Федоровна Васюкова . В этом году у них случился пожар в доме, сгорело все, в углу осталась только целой икона Божией Матери, только чуть подпортилась рамка.

    Сейчас в нашем Корсаково строится храм, строится на пожертвования прихожан. А значит у нас есть возможность приложить свои силы , обустроить его территорию .

    Над этим мы сейчас и работаем, пусть останется память и о нас, будет сад, в котором уютно будет всем: и детям и старикам и молодежи!




     







    ДЕКАДА ИНВАЛИДОВ "ВМЕСТЕ МЫ СМОЖЕМ БОЛЬШЕ"

     

    В начале декабря, в Корсаковской школе искусств, прошел праздник для детей "Вместе мы сможем больше!". Подготовили его сотрудники ППМС Центра и БУОО «ЦСОН Корсаковского района. Вместе с ведущими ребята совершили путешествие в сказку, где смогли помочь сказочным героям. Атмосфера мероприятия была теплой и дружественной, звучали веселые песни, дети водили хороводы, танцевали. В конце торжества всем участникам были вручены сладкие подарки от фонда «Милосердие».

           


    "Мы любим жизнь"

    Начало декабря традиционно отмечается как декада инвалидов. Она приурочена к Международному Дню инвалидов который по решению ООН с 1993 года отмечается ежегодно 3 декабря.

    В нашем районе Центр социального обслуживания населения организовал выставку работ «Мы любим жизнь». В завершении декады инвалидов 9 декабря в читальном зале Корсаковской библиотеки прошло праздничное мероприятие. На него были приглашены участники выставки, работы которых были представлены на ней. Сотрудники библиотеки рассказали присутствующим о важности этого праздника, привели примеры известных людей, которые, несмотря на свои заболевания, достигли в жизни больших успехов. Это Альберт Эйнштейн, Джорж Вашингтон, Эдуард Асадов, Людвиг ван Бетховен и т. д. Более подробно Елена Валентиновна, директор библиотеки, рассказала о всем известном Валентине Дикуле. Интересно было послушать о малоизвестном писателе Владиславе Титове, который начал писать после того как стал инвалидом. Его книга в единственном экземпляре находится в библиотеке. В ней рассказывается биография самого автора. Еще будучи молодым он пережил страшную аварию которая произошла с ним в шахте, после которой ему ампутировали две руки.

    Перед собравшимися выступила заместитель главы администрации Т.Н.Филоненко. Также к собравшимся с теплыми пожеланиями обратилась директор Центра социального обслуживания населения С.А.Данилина, которая вручила всем участникам выставки подарки и благодарственные письма.

    В заключение мероприятия было яркое выступление коллектива «Золотой возраст».



     


    В этом разделе:

    Версия для слабовидящих

    Полезные ссылки