Наличие предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания

С 28 июня – 18 июля 2018 года в учреждении была проведена выездная и документарная проверка отделом ведомственного контроля управления финансового планирования, организации предоставления социальных выплат и мер соцподдержки Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства о соблюдении БУ ОО "ЦСОН Корсаковского района" обязательных требований при предоставлении социальных услуг и доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области было выписано предписание об устранении выявленных нарушений при предоставлении социальных услуг и доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг до 18 сентября 2018 года, указанных в акте проверки от 18 июля 2018 года.

 

Бюджетное учреждение Орловской области «Центр социального обслуживания населения Корсаковского района» устранили и выполниливыявленные нарушения при предоставлении социальных услуг и доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, при проведении выездной и документарной проверки отделом ведомственного контроля управления финансового планирования, организации предоставления социальных выплат и мер соцподдержки Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области с 28 июня – 18 июля 2018 года.

Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов:

Проведена выборочная проверка деятельности отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

У получателей социальных услуг имеются индивидуальные программы предоставления социальных услуг.

В личных делах получателей социальных услуг имеются документы необходимые для принятия решения о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и предусмотренные приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 5 мая 2015 года № 114 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому».

Снятие граждан с надомного обслуживания осуществляется в сроки, установленные 56 Порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 5 мая 2015 года № 114, – в течение трех рабочих дней со дня смерти или написания заявления о прекращении обслуживания. Дата снятия с обслуживания соответствует дате издания приказа.

 Имеются ежемесячные отчеты социальных работников о предоставлении социальных услуг.

Регулярно (1 раз в 2-3 месяца) проводятся проверки факта выполнения социальными работниками служебных обязанностей.

Вместе с тем, проверкой выявлены следующие недочеты и нарушения требований к предоставлению социальных услуг на дому.

В возмездных договорах о предоставлении социальных услуг не указывается стоимость услуг, являющаяся существенным условием данного договора, если услуги предоставляются за плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"), либо ссылка на то, что расчет производится на основании актов сдачи-приемки оказанных услуг; взимание с получателей социальных услуг платы за предоставленные услуги осуществляется на основании отчетов социальных работников. Учреждению рекомендовано указывать в договорах цену услуг или указывать, что расчет производится на основании актов сдачи-приемки оказанных услуг.

Расчет среднедушевого дохода семьи для определения размера платы за надомное обслуживание осуществляется с нарушением положений пункта 11 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075: доходы учитываются не за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг год, предшествующий месяцу обращения, а за год, включая месяц обращения (Старикова Н.М., Данилин Н. Ф., Минаева Н. А., Чепелев Н. А.). В нарушение пункта подпункта «ж» пункта 5 указанных Правил у льготников, имеющих право на получение ЕДК и ЕДВ, соответствующие выплаты в состав доходов не включены и отсутствуют документы о том, что соответствующие выплаты не осуществляются (Серегин М. И., Машинистов В.Н., Машинистова А.Т.).

У граждан, получающих ЕДВ по линии органов Пенсионного фонда РФ, в справке о доходах сумма ЕДВ указана только за 1 последний месяц расчетного периода; при расчете Учреждением совокупного дохода гражданина за расчетный период указанная сумма ЕДВ умножается на 12 месяцев, при этом не учитывается изменение размера данной выплаты, которое могло иметь место в расчетном периоде (Минаева Н. А., Чепелев Н. А. Данилин Н. Ф., Машинистов В. Н.).

У ветеранов труда Машинистовых справки о размере ЕДВ не содержат указания на вид выплаты и не заверены в установленном порядке.

Выписки о размере пенсии и ЕДВ не заверены специалистом, ответственным за получение соответствующих данных в порядке межведомственного взаимодействия.

У Борисова Н. А., не достигшего общеустановленного возраста, инвалидность истекла в августе 2017 года, выплата пенсии и ЕДВ прекращена. Услуги по социальному обслуживанию на дому предоставляются бесплатно при полном отсутствии документов о доходах.

У всех граждан, принятых на обслуживание после 31 декабря 2014 года, в пакете документов отсутствуют расчеты и размер максимально допустимой суммы ежемесячной платы за социальные услуги, определяемой в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; вместе с тем, фактов взимания платы за социальные услуги в размерах сверх допустимой суммы, выборочной проверкой не установлено.

В договорах с Костиковым Н. И., Минаевой Н. А. отсутствуют приложения к данным договорам (тарифы на социальные услуги). Последняя справка о размере пенсии датирована 18.08.2017, то есть по мере изменения размеров пенсий в текущем году перерасчет платы не производился.

 

В заключениях медицинской организации о состоянии здоровья отсутствует информация о нуждаемости в социальном обслуживании на дому, предусмотренная п/п 7 п.11 Порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 5 мая 2015 года № 114 (имеются справки об отсутствии медицинских противопоказаний для надомного обслуживания, а у Данилина Н. Ф. – только заключение БУЗ «Корсаковская ЦРБ от 18.05.2018 от отсутствии патологии органов грудной клетки).

 

 

Устранение нарушений:

 

В договорах о предоставлении социальных услуг указываем следующее:

п. 2.1. Общая сумма платы, ежемесячно вносимая Клиентом по Договору, определяется исходя из приказа по тарифам на социальные услуги утвержденных Управлением по тарифам и ценовой политики Орловской области (приказ № 1149-т от 11.08.2016г) Приложение к настоящему договору, рассчитывается согласно акту-сдачи приемки оказанных услуг.

Для расчета среднедушевого дохода семьи учитываются доходы за последние 12 календарных месяцев, месяц принятия на обслуживание в учет больше не берем.

Справки о размере пенсий и ЕДВ заверяются специалистом данного отделения, и в справках указывается вид выплат.

На Борисова Н. А взята копия новой справки МСЭ – 2014 от 02.08.2018 г ,установленная бессрочно.

Специалисты отделения в личные дела вкладывают расчет оплаты за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.

В договора с Костиковым Н.И, Минаевой Н. А добавлены приложения 1, перерасчет пенсий провели в августе 2018 года у всех получателей социальных услуг, согласно прожиточного минимума в Орловской области для пенсионеров за квартал 2018 г, который составил – 7969 рублей.

Справки об отсутствии медицинских противопоказаний для надомного обслуживания у вновь принятых получателей социальных услуг берутся.

Все виды доходов на получателей социальных услуг в настоящее время берем.

 

Отделение срочного социального обслуживания

 

Выборочной проверкой документов на оказание государственной социальной помощи за первый квартал 2018 года установлено, что назначение единовременной государственной социальной помощи отдельным гражданам осуществлено с нарушениями требований действующего законодательства.

В нарушение абзаца 11 подпункта «ж» пункта 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» заявителями предоставлены неполные сведения о доходах. Так, в акте обследования жилищно-бытовых условий Рябочкиной О. Ю. указано, что ей материально помогают родители, однако сумма помощи заявительницей не декларируется и доход указывается равным нулю. У Рябочкиной В. А. в акте указано, что ей материально помогает бабушка, у Жаворонковой В. И. – дочь, у Лорсановой М. З. – родственники, но суммы помощи и доходов от выполнения разовых работ не указаны и при расчете среднедушевого дохода семей не учтены. В нарушение подпункта «д» указанного Перечня, у Ходжаева Х. К. при расчете среднедушевого дохода не учтены выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

У отдельных граждан неправильно рассчитан среднедушевой доход семьи. Так, у Сергеевой Р. Е. не учтена стипендия сына за 1 месяц в размере 1710 руб.; у Терентьевой В. А. при расчете среднедушевого дохода семьи из указанного в налоговой декларации дохода за 3 месяца учтен только доход за один месяц. При этом проверкой отмечается, что, неучтенные доходы не повлияли на правомерность отнесения указанных семей к числу малоимущих.

Отсутствует документальное подтверждение исполнения Учреждением пункта 1.5 Положения об условиях, размерах, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 14.02.2014 № 48 «Об утверждении Положения об условиях, размерах, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области и Положения об условиях, размере, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области», согласно которому размер, периодичность оказания государственной социальной помощи не должны создавать ситуации, при которой ее получение оказывается предпочтительнее работы или других законных форм получения дохода. Материальная помощь оказывалась в случаях, когда граждане, имеющие право получать доходы на законных основаниях из других источников (ЕДК, субсидии, алименты, пособия и иные социальные выплаты), обращаются за получением помощи, не приняв никаких мер по получению перечисленных выплат (Софьянова А. Б., Шарипова Д. Х. – многодетные семьи, ЕДК и субсидии не получают). При этом в личных делах указанных граждан отсутствуют сведения о том, что семье разъяснены положения пункта 1.5 вышеуказанного Положения.

В соответствии с пунктом 13 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство: супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

Согласно пункту 2.2 Положения об условиях, размерах, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 14 февраля 2014 года № 48, в случае совместного проживания в одном домохозяйстве нескольких родственных семей или родственников, не входящих в состав семьи, сведения о ведении (неведении) совместного хозяйства, указанные в заявлении гражданина, подтверждаются актом комиссионного обследования семьи (гражданина).

В нарушение вышеуказанных требований в составе семьи не учтены граждане, зарегистрированные в жилом помещении с семьей заявителя, при этом в заявлении о предоставлении государственной социальной помощи и в акте комиссионного обследования семьи ничего не указано об основании проживания и отношениях указанных граждан с заявителем. В частности, в жилом доме, принадлежащем Терентьевой В. А., временно, на период с 26 мая2016 года по 26 мая 2018 года, зарегистрирован Щукин М. А., который в состав семьи заявительницы не включен, сведения о факте и основании его проживания в акте не отражены. В доме Жаворонковой В. И. зарегистрирован также ребенок 2008 года рождения, не включенный в состав семьи заявительницы, при этом сведения об основании его вселения и проживания в акте обследования не приведены.

Всем гражданам, независимо от среднедушевого дохода семьи, материальная помощь на поддержание жизненного уровня при первом обращении оказана в максимальном годовом размере, установленном постановлением Правительства Орловской области от 28.01.2014 N 11 "О размере государственной социальной помощи в Орловской области" (6 тысяч рублей), – в том числе в случаях, когда граждане имеют право на значительные социальные выплаты в связи рождением третьего ребенка, но, учитывая сохранение права на обращение за этими выплатами в течение длительного времени, сразу после рождения ребенка указанные выплаты не оформляют, а обращаются сначала за получением государственной социальной помощи.

 

Устранение нарушений:

 

1. С заявителей у кого нулевые доходы, берем объяснительные с указанием суммы помощи родственников.

2. Гражданам разъясняем об их правах в получении доходов на законных основаниях из других источников (ЕДК, субсидии, алименты, пособия и иные социальные выплаты и указываем в актах обследования.

3. В дальнейшей работе учитываем выявленные нарушения конкретно по данному отделению:

 

Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних

Проверены личные дела всех получателей социальных услуг, на дату проверки состоящих на учете в отделении профилактики безнадзорности.

Установлено, что в нарушение пунктов 8, 26 и 30 приложения к Приказу от 3 сентября 2015 года №290 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним детям, родителям (законным представителям) детей-инвалидов, женщинам (женщинам с детьми), попавшим в кризисную ситуацию, связанную с физическим или психическим насилием, экстремальными психологическими и социально-бытовыми условиями, поставщиками социальных услуг» в личном деле Тагирова И. М. отсутствует индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В остальных случаях все необходимые документы (имеются заявление о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме, документы, удостоверяющие личность несовершеннолетнего, личность и полномочия законного представителя несовершеннолетнего. Кроме того, в личные дела вложены постановления заседаний комиссии по делам несовершеннолетних, акты обследований условий проживания семьи, планы индивидуальной работы с семьей, приказы о приеме на обслуживание, СНИЛСы членов семьи, справки о составе семьи или копии домовых книг, заявления о согласии на обработку персональных данных, карты социального сопровождения семьи и программы индивидуальной профилактической работы с семьей.

В договоре о предоставлении социальных услуг с Сочуковой Т. А. не указан срок действия.

 

Устранение нарушений:

В деле Тагирова И. М имеется индивидуальная программа предоставления социальных услуг.

В договоре Сочуковой Т. А указан срок действия.

 

В отделении социально-досуговой деятельности для граждан пожилого возраста и инвалидов нарушений не выявлено

Предписание исполнено и выполнено 18 сентября 2018 год


Полезные ссылки